03 июля 2012

Владимирцы в Отечественной войне 1812 года

Осень 1812 года по своему драматизму вполне может быть сравнима с 1941-м. Даже более того — армии Наполеона удалось то, что не сумели гитлеровцы — она захватила Москву. Авангард французов вступил и в пределы Владимирской губернии — в западную часть Покровского уезда. В отличие от СССР середины XX века Российская империя начала XIX столетия не имела развитой промышленности и экономики в восточных регионах, в том числе за Уралом, поэтому потеря западных и значительной части центральных губерний, занятых французами и их союзниками, грозила катастрофой. Тем величественнее подвиг наших предков, успешно отразивших нашествие «двунадесяти языков», и тем в большей степени долг потомков хранить память об этих героях.



Среди городов, имеющих памятники героям войны 1812 года, во Владимирской области уверенно лидирует Суздаль. Там таких памятников имеется целых два! Поставлены они на городском Знаменском кладбище на южной окраине города, примерно в сотне метров один от другого. Это одинаковые металлические кованые кресты и гранитные плиты с одной и той же надписью: «Здесь похоронены участники Бородинского сражения 1812 г. умершие от ран в г.Суздале».

Еще один памятник воинам 1812 года находится в Вязниках. На старом Покровском кладбище высится белый обелиск, табличка на котором гласит: «Вечная слава вязниковцам, скончавшимся от ран и погибшим в боях с наполеоновскими захватчиками на Бородинском поле 1812 год». Председатель Совета ветеранов войны и труда Вязниковского района Клавдия Ивановна Гайлит поведала, что этот памятник был отремонтирован в 1989-1991 годах во время приведения в порядок ранее запущенного некрополя по инициативе участника Великой Отечественной войны, активного общественника Григория Сергеевича Зудилова. Когда же обелиск был сооружен, даже вязниковские ветераны уже не помнят. Предположительно, памятник был установлен в 1962 году в рамках празднования 150-летия Отечественной войны 1812 года.
А в еще одном из ковровских сел, в Антилохово, сохранился памятник капитану навагинского пехотного полка, герою наполеоновских войн Александру Николаевичу Авдулину, умершему в 1831 году.
В Ковровском районе в селе Алачино находится уникальная Никольская церковь-памятник, сооруженная в честь павшего в сражении с армией Наполеона при Прейсиш-Эйлау капитана Пермского мушкетерского полка 27-летнего Василия Михайловича Бабкина. Колокольня этого православного храма была выстроена «на образец» готической звонницы храма местечка Прейсиш-Эйлау в Восточной Пруссии, где и пал смертью храбрых отважный командир мушкетерской роты.

Кто же ещё из ковровчан – ветеранов Бородина известен сегодня? Документально установлено, что в Бородинском сражении принимали участие сразу несколько вязниковцев, служивших в лейб-гвардии Измайловском полку. Например, гвардии прапорщик Никанор Сергеевич Кашинцев при Бородино был ранен пулей в левую руку и за храбрость в этом бою получил наградную золотую шпагу. Его младший брат Перфилий Кашинцев, подпрапорщик этого же полка, тоже сражался на Бородинском поле. Позже братья-измайловцы дошли до Парижа. В Бородинской битве участвовал и портупей-прапорщик Измайловского полка вязниковец Николай Иванович Замыцкий, награжденный за этот бой Георгиевским крестом. Ещё один их земляк прапорщик-измайловец Александр Васильевич Самсонов при Бородино погиб. Его младший брат Сергей Самсонов, будучи в 1812-м подпрапорщиком, в генеральном сражении уцелел, а позже прославился героизмом в сражении при Кульме в 1813-м, за которое был награжден орденом св. Владимира IV степенью с мечами и бантом. Из людей, связанных с нашим краем, трое служили в Кавалергадском полку: корнеты Никанор Петрович Бабкин, Николай Иванович Отяев и Александр Семёнович Языков. Языков зв этот бой был награждён орденом святой Анны 4 степени, а Бабкин и Отяев пали смертью храбрых.
Штабс-капитан Гавриил Андреевич Иконников бился при Бородино в составе первого Егерского полка. Начав Бородинской бой командиром роты, окончил его командиром батальона. За «отличную храбрость и мужество» Иконников получил орден святого Владимира 4 степени с бантом. Другой наш земляк поручик Белозерского пехотного полка Александр Степанович Калагуцкий удостоен за этот бой ордена святой Анны 4 степени. Офицеры Ладожского пехотного полка Еремей Яковлевич Савоини и Пётр Афанасьевич Маньков сражались при Бородино в первом эшелоне русских войск и защищали знаменитую батарею Раевского. Полковник Савоини был ранен картечью в бедро ,контужен пулей в руку, но до конца оставался в строю, командуя офицерами и нижними чинами. За особую храбрость, проявленную в бою, Савоини был награждён чином генерал-майора, а Маньков – чином прапорщика.

Если вести речь об увековечивании памяти героев 1812 года, то помимо разысканий воинских захоронений участников Отечественной войны на владимирской земле, нельзя забывать и тех наших земляков, которые сложили головы далеко от своей малой родины. По большому счету почти все памятники воинам Великой Отечественной как раз и являются напоминанием о местных уроженцах, погибших на фронтах. Но списков хотя бы офицеров, не говоря уже о нижних чинах родом из Владимирской губернии, павших в Отечественной войне с Великой армией Наполеона Бонапарта, до сих пор никто и не думал составлять. А сведений о них в архивах и опубликованных источниках предостаточно!
Отряд "Шалопаи-Ковров"