02 апреля 2012

Гонка награждений


Барон Мюнхгаузен заметил: «В Германии иметь фамилию Мюллер, все равно, что не иметь никакой…» А по мнению блогера из недавно награжденного Коврова, если количество «славных» городов зашкаливает за несколько десятков, то это уже не знак отличия, а профанация.



В нынешнем году завершается государственная кампания по присуждению российским городам почетного звания «Город воинской славы». С 2006 года таковых в стране набралось целых тридцать, а в итоге будет ровно сорок. Если, конечно, по заведенной традиции, срок акции не продлят.
Между тем, в положении о звании говорится лишь о тех населённых пунктах, где шли боевые действия. Или в непосредственной близости. К примеру, Ржев, вокруг которого в течение двух лет происходили жестокие сражения; Владикавказ, где было остановлено продвижение фашистов на кавказском направлении.
А вот Нижний Новгород, чьи власти так борются за звание «Города воинской славы», не совсем подходит под требования закона. Хотя и внес немалый вклад в общую победу - трудом в тылу.
В Саратове эта тема тоже популярна. С предложениями добиваться присвоения престижного статуса наперебой выступают все подряд – политики, депутаты, общественники. При этом местное население к такому рвению довольно равнодушно.
«Я бы больше порадовался, если бы в честь героев городу присвоили звание «Город комфортного проживания», «Город-парк», «Город инженеров высокой квалификации», «Город уникальных технологий», - так пишут на интернет-форумах.
Общий фон комментариев таков: вместо решения проблем занимаются, не пойми чем. Люди уверены, что речь не об искреннем желании городских властей увековечить военный подвиг тех же горьковчан, а всего лишь о политическом пиаре. Главное, сделать громкое заявление, используя тему Великой Отечественной войны. И под этим лозунгом триумфально пройти в городскую или областную думу.
Впрочем, проблема не только морально-этическая, но и бюджетная. И деятельность специальной рабочей группы, и агитационные материалы в газетах, контролируемых мэрией, и сбор специальных документов для администрации президента, и оценки специалистов – всё это требует финансирования.

Нижегородские СМИ сообщают, что администрация потратила на продвижение идеи «воинской славы» уже свыше миллиона рублей. Возможно, для крупного волжского города это не очень большие средства. Но в таких городах, как Ельня, Вязьма, Ржев, бюджеты не располагают к необдуманным тратам.
Многие города оставили свой героический след в истории России, но как-то уж слишком активной и масштабной выглядит нынешняя «гонка награждений». Предыдущая была куда скромнее. О том, что роль некоторых городов во время Великой Отечественной войны существенно отличалась от других, впервые упомянул Сталин в 1945 году (он назвал Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одессу). Но лишь двадцать лет спустя, в 1965 году, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении положения о почетном звании «город-герой СССР». Городами-героями стали Москва, Ленинград, Волгоград, Киев, Одесса, Севастополь, Брест (Брестская крепость). Позже к ним прибавились Минск, Новороссийск, Тула, Смоленск и Мурманск. Всего-то тринадцать населенных пунктов.
При этом в отличие от нынешней инициативы, звание «город-герой» могло быть обусловлено не только воинскими заслугами, но и современным значением города.
Барон Мюнхгаузен заметил: «В Германии иметь фамилию Мюллер, все равно, что не иметь никакой…» А по мнению блогера из недавно награжденного Коврова, если количество «славных» городов зашкаливает за несколько десятков, то это уже не знак отличия, а профанация.

Иван Мичурин
http://www.narpolit.com/tochka_opory/gonka_nagrazhdeniiy_09-30-36.htm