06 октября 2013

История двух памятников

Памятник В.А.Дегтяреву, город Ковров.
Попалась интересная статья о том, как в 1954 году велась работа над памятником Дегтяреву.  Сразу вспомнились горячие обсуждения установки монитора в памятник 200-летия Коврова осенью прошлого года. Напомню. Памятник 200-летия Коврова - монумент представляет собой памятную арку в виде римской цифры II, символизирующей два века истории Коврова. Вверху развивающиеся знамена из меди, и на их фоне – орден Трудового Красного Знамени, врученный городу за доблестный труд ковровчан в годы Великой Отечественной войны. Вот на него и поставили рекламный монитор.
Эта история тогда вышла за пределы Коврова, был показан сюжет на федеральном ТВ канале. Администрация города приведет сильный аргумент в пользу монитора - пополнение бюджета от рекламы. Виктор Кауров, глава Коврова: «Главное, улучшить восприятие и обозначить главную площадь, чтобы она доводила до людей чрезвычайную информацию, чтобы там шла социальная реклама». Теперь там и коммерческую крутят. Архитектор Коврова господин Бай скажет, что ничего страшного нет, ведь у Статуи Свободы в голове смотровая площадка. Хорошее сравнение. Главный редактор городской газеты Шипунова напишет статью "И у Свободы дырка в голове". Какие прекрасные люди с необыкновенной легкостью в мыслях, все по Гоголю.

Возвращаясь к Дегтяреву. На этом фоне почитайте отношение людей к выбору места для памятника, в далеком 1954 году. Совсем другая культура, совсем другое отношение. Просто почитайте.

"Памятник Василию Алексеевичу Дегтяреву, открытый в 1954 году в старой части Коврова, является одной из главных достопримечательностей города за всю его многовековую историю.
Возведенный по проекту известного советского скульптора М.Г. Манизера и незаурядного архитектора А.П. Великанова, памятник В.А. Дегтяреву, безусловно, стал наиболее выразительным произведением монументального городского искусства второй половины XX столетия. Памятник представляет собой пример высокопрофессионального воплощения образа крупного отечественного ученого и конструктора. Не менее важную роль играет избранное авторами место для размещения памятника в структуре города. Скульптор, в основном, решал проблему поиска художественного образа героя. А перед архитектором стояло сразу несколько взаимосвязанных задач: выбор места, определение основных физических габаритов памятника, художественнопластическое решение пьедестала, архитектурноландшафтное благоустройство территории и т. д. Окончательный вариант памятника В.А. Дегтяреву можно смело назвать результатом успешного творческого содружества скульптора и архитектора.
Переходя к краткому анализу роли памятника в сложившемся ансамбле центра Коврова, отметим несколько положений. Следует также отметить, что непосредственно перед памятником, в месте пересечения улицы Абельмана с перпендикулярной ей улицей Барсукова образовалось расширенное пространство. Его размер и конфигурация определены сдвижкой правого фронта улицы Абельмана внутрь квартала и отступом зданий вглубь территории. Таким образом, гипотетический скульптурный объект, который мог бы замкнуть «вершину треугольника» бульвара, получал еще одно преимущество, заключавшееся в возможности дополнительного появления выгодных точек его обзора. Этот фактор, разумеется, также был учтен авторами при работе над определением места для памятника В.А. Дегтяреву.
В осуществленном варианте фигура более статична, более уравновешена, более спокойна. При взгляде на памятник со стороны вокзальной площади можно обратить внимание на то, что фигура как бы сливается с пьедесталом, являясь его органичным продолжением. В процессе подхода к памятнику с южной стороны постепенно начинают просматриваться элементы членения пьедестала, все четче воспринимается художественное решение бронзового картуша в целом и текст надписи. И лишь с самых ближних точек обзора начинают различаться черты лица героя, а штангенциркуль в слегка согнутой руке,,который теперь уже не сливается с массивом фигуры и выделяется на фоне неба, дает безошибочную (но при этом деликатную и неназойливую) информацию о характере деятельности запечатленного в бронзе человека.
Габариты памятника определены с учетом расстояния между красными линиями улиц и максимальной высотой зданий, попадающего в единый с ними зрительный кадр. Для первого (около 60 м) и второго (около 15 м) параметров высота памятника является оптимальной: 8,6 м (гранитный пьедестал — 4 м, бронзовая фигура — 4,6 м).
Памятник удивительно гармонично вошел в систему «дегтяревских» мест в Коврове. Так, расстояние между входом на территорию завода (местом работы Дегтярева), мемориальным домом (местом его жительства), памятником (местом прославления) и надгробием (местом последнего упокоения) практически идентично и колеблется в пределах от 330 до 350 м. Если же сопоставить отрезки, так называемой, «визуальной длины», то есть расстояния между точками, откуда начинается восприятие зрителем каждого из перечисленных «дегтяревских» мемориальных объектов, то последовательность также будет достаточно гармоничной — 280 м (зона восприятия мемориального дома: от середины Павловского моста до начала привокзального бульвара) — 300 м (зона восприятия фасадной стороны памятника: от начала улицы Абельмана до начала городского бульвара) — 310м (от памятника до точки начат восприятия могилы с надгробием). Предложенная градация расстояний в известной мере условна, однако, подобная система по сути идентичных отрезков между мемориальными объектами, связанными с биографией В.А. Дегтярева, влияет на подсознание зрителя и способствует гармоничному восприятию ансамбля центра города в целом."

Памятник Дегтяреву летом 2013 года.