18 октября 2013

Учителя, воспитатели школ и детсадов в борьбе с «зеленым змием»


Общество, ориентированное на потребление, легче всего увлечь каким-то ярким фантиком, пусть даже очень вредным. Алкогольная продукция в этом ряду стоит особо. С помощью «огненной воды» испанцы вкупе с британцами за три сотни лет споили два континента, населенные племенами индейцев. Франция, известная культурой винопития, сегодня оказалась бессильной перед многочисленными мигрантами из южных стран, где пьют не в пример меньше. Успешно спаивают и Россию. Достаточно пройтись по улицам Коврова, чтобы убедиться.
Поэтому состоявшийся в горадминистрации 10 октября разговор о том, сколько метров должно быть между магазинами с алкоголем и школами, спортивными учреждениями, детскими садами, на первый взгляд, казался легковесным. Как в известной притче о жалостливом хозяине, который из-за большой любви к собаке отрезал ей хвост частями. Так и здесь, не решая проблему в целом, постарались устранить ее последствия. И как ни печально, по такому пути пошел не только Ковров. Лишь только 10 субъектов РФ из 83 полностью определились и решили организовать «безалкогольную» зону. Во Владимирской области кто-то определил 25 метров, кто-то – 16, а кое-где местные власти установили границу и в 700 метров.

Но возможно, польза от организации безалкогольных зон есть? «За» и «против» высказались на встрече представители местной власти, предприниматели, общественники…
Постановление правительства №1425 определяет те социальные и общественные объекты, где розничная продажа алкоголя запрещена: детские сады и школы, объекты культуры, общественные места, вокзалы, социальные учреждения и т. п. Федеральное и областное законодательство наделяет органы местного самоуправления полномочиями устанавливать расстояние от продающих алкоголь магазинов. И судя по всему, этим правом муниципалитет решил воспользоваться.
По мнению председателя комиссии по делам несовершеннолетних М. Ю. Морозовой, ограничения дают хорошие результаты. Ее эмоциональное выступление свидетельствовало – учителя, воспитатели школ и детсадов в борьбе с «зеленым змием» вдруг оказались на передней линии фронта. Ограничение продажи алкоголя эффективно, поскольку снизит доступность алкоголя для детей. 80% случаев, которые попадают на комиссию, связаны с тем, что дети употребляли алкоголь. Вина лежит и на продавцах (прозвучало мнение , что неплохо бы обязать устанавливать в магазинах видеокамеры, отслеживающие их работу). Что касается дошколят, и они могут пострадать из-за алкоголя: воспитатель не имеет права отдавать вечером ребёнка нетрезвому родителю, малыш до конца дня остаётся в саду, а затем его направят в детский социальный центр.
– Пусть лучше доходов в бюджет от этой статьи (продажи алкоголя) вообще не будет или они будут минимальны, но уж лучше мы что-то не достроим, чем будем строить на пьяные деньги! – резюмировала Марина Юрьевна.
Временным ее союзником неожиданно стала представитель сети магазинов «Посылторг» Ольга Решетилова. Почему временным? По ее мнению, драконовские меры против магазинов вряд ли решат проблему. Ведь открылось много заведений якобы общепита, где тоже наливают и продают (главные конкуренты «Посылторга»?). Подпадут ли они под норматив безалкогольной зоны? А если магазин перестанет торговать алкоголем, скорее всего, закроется.
Довод спорный. Есть примеры, когда магазин, отказавшись от алкоголя, напротив, становился очень популярным у пенсионеров, детей, мам – тех, кто не хотел бы лишний раз встречаться с выпивохами. К тому же, полки без алкоголя автоматически лишают магазин таких проблем, как лицензирование алкоголя, дополнительные проверки.
Итак, с одной стороны – интересы предпринимателей, которые перечисляют часть прибыли в виде налогов, трудоустраивают продавцов, двигают торговлю. С другой – пьяные преступления и правонарушения, ДТП, бытовое пьянство и насилие в семьях, алкоголизм подростков. В итоге бюджет города, получив прибыль, условно говоря, в 100 рублей, теряет 1000 в пьяном пожаре или чудовищной аварии.
Смертность во Владимирской области выше, чем в среднем по России, по данным 2012-го, у нас 14-е место из 18 субъектов Центрального федерального округа. Одна из главных причин – алкоголь. 70% преступлений и правонарушений совершается в состоянии опьянения, 50% самоубийств. Три причины заставляют человека тянуться к спиртному: доступность, традиции и убеждение людей, что в каких-то ситуациях выпить необходимо. Директор школы № 15 и председатель совета директоров школ Коврова Валентина Рюмина, говоря от имени всех учителей, подчеркнула: нахождение питейных заведений, «разливочных» возле школ – преступление взрослых против детей.
Если введут ограничение, уже сейчас можно подсчитать, сколько торговых объектов подпадут под него. В случае установления «планки» в 25 метров не прекратит продажу спиртного ни один, 50 метров станут решающими для 14 магазинов, 100 метров – для 66. Прозвучало мнение, что предпочтительнее норма в 1000 метров.
Интересный факт привел приехавший из Владимира Валерий Ветров. В Норвегии на 23 тысячи человек приходится 1 торговая точка, в России – на 350 человек. Вот так российский закон о шаговой доступности магазинов вдруг превратился в возможность быстро споить население страны. Ведь шатающийся от выпитого гражданин – главный клиент.
"Знамя Труда"