26 марта 2013

Алиса Бирюкова: "Удивляюсь теперь тишине"


18 марта 2013 года Губернатор Николай Виноградов подписал Указ о назначении 14 членов Общественной палаты  Владимирской области.
Напомним, что в соответствии с региональным законом «Об Общественной палате Владимирской области», треть Палаты формируется главой региона.
Алиса Бирюкова вошла в состав Общественной палаты по «губернаторскому» списку от Владимирской региональной молодежной общественной организацией «Союз молодых лидеров».

Мы попросили Алису Бирюкову ответить на несколько вопросов для читателей нашего блога.

В марте Губернатор Николай Виноградов утвердил список членов региональной Общественной палаты, в этот список вошли и Вы. До этого Вы работали пресс-секретарем губернатора. Как начался Ваш путь в политику?

Путь в политику – это громко сказано. Все происходило естественно, не само собой, а именно – естественно. Вовремя открывались новые пути, заканчивались старые. Скорее я всегда больше занималась общественной работой. Начиная со старших классов в школе, потом – уже в институте, где была председателем студенческого совета. В то же время, политикой я всегда интересовалась, может быть, потому что родители – историки. Работая в Центре классической музыки, занималась избирательной кампанией Артема Маркина на муниципальных выборах 2011 года. Это были первые выборы, когда увидела процесс изнутри. Как бывает у новичков, мы тогда собрали все «33 выборных удовольствия»: фальсификации со стороны противника, подкуп избирателей, «карусели», «черный» пиар и т.п. Противостояли кандидату от «Единой России» с внушительным финансовым ресурсом. Там принцип был: победа любой ценой. Нам же хотелось разобраться в проблемах округа, попытаться их решить. Артем Маркин победил с перевесом в три голоса. Была честная победа, которой не ожидал противник. Началась череда разбирательств в горизбиркоме и суде. Но мы выстояли. После выборов стала помощницей депутата.

Наш избирательный округ – исторический центр Владимира – целый комплекс проблем: от соблюдения охранного законодательства и развития исторического ядра до коммунальных бед. Огромное количество людей в самом центре города живут в страшных условиях, без всяких удобств и благ цивилизации, не имея возможности получить новое жилье. Что делать с этими людьми; как сохранить объекты, представляющие архитектурную и историческую ценность; как защитить старый центр от, не признающей никаких правил и законов, современной коммерческой застройки; как восстановить и вписать в сегодняшнюю жизнь города старые кварталы? Целый клубок, который нужно было распутывать, где за каждым частным случаем – системная проблема. Что-то удавалось, к чему-то и сейчас хочется вернуться.  Много работали с управляющими компаниями, с управлением ЖКХ администрации города: вопросы ремонтов дворовых территорий, капремонтов домов…
Параллельно развивалась история со Спасским холмом, участницей которой мне тоже довелось стать. Спасхолм, пожалуй, один из редких случаев, когда общественность действительно повлияла на процесс, заставила власть услышать себя, провести «работу над ошибками». Вот нормальное проявление развития гражданского общества – в одном конкретном месте, с конкретными людьми, но от этого не менее ценное.
Незадолго до этого вошла в состав Общественно-Политического Совета при Губернаторе. И это тоже был полезный опыт – поработать на открытой площадке для обсуждения самых разных проблем.
Работу в качестве пресс-секретаря я бы тоже не стала называть «политикой». Потому что сам термин «политика» сейчас меняет содержание: от устройства управления к некоему набору манипуляций элиты и псевдоэлиты. У нас сейчас чуть что – сразу «политика», и все через одного – в «политике». Губернатор, конечно, политическая фигура, но в первую очередь, именно в смысле управленческом: для жителей области важны его личные и управленческие качества, он как хозяйственник, потому что регион – сложный социально-экономический, хозяйственный комплекс. В широком смысле слова, я бы даже сказала, что руководитель региона занимается общественной работой. Политические амбиции и интересы в этом процессе не должны мешать решению общественно-значимых проблем.
Так что «мой путь в политику» - это, скорее, путь накопления знаний и умений, получения опыта, и уж никак не поход во власть.
Хорошо бы, чтоб и Общественная Палата нового созыва, памятуя историю первой с кровью сформированной Палаты, учла этот урок. Чтобы она стала не новым полем для игры «в ножички», а единым пространством смелой, разумной и своевременной общественной инициативы на благо жителей области.

В ОП Вы выдвинуты Владимирской региональной молодежной общественной организацией «Союз молодых лидеров». Что это за организация, чем она занимается?

Это общественная организация, объединяющая молодых людей, которые уже наработали некий свой «багаж». Не люблю слово «успешно», но, скажем, с определенным видным результатом занимаются каким-то своим делом. Организацией руководит Шамиль Хаббибуллин, но системы соподчинения нет: никто никому не подчиняется, если нужно, поддерживают друг друга в самых различных инициативах. В целом, это, наверное, можно назвать сетевым принципом организации. Там, где нужно объединение сил, оно появляется, а в целом все достаточно самостоятельны для того, чтобы вести свои направления работы. Мне ближе темы культуры, истории, перспективного развития города, другим – проблемы ЖКХ, остросоциальные темы и т.п.

Есть ли у Вас уже вопросы и предложения, которые Вы хотите обсуждать в ОП?

Думаю, что Общественная Палата должна продолжить тему сохранения и защиты исторического наследия, начатую членами Палаты первого созыва. Это очень большой пласт вопросов, настоящая «болевая» точка. Здесь нужно думать и о сохранении исторического облика Владимира, о чем совсем недавно на областном Совете по культуре говорила Алиса Аксенова, и о поиске путей восстановления усадебных комплексов области. Губернатор Николай Виноградов был совершенно прав, придавая «усадебной» теме такое внимание: настал тот критический момент, когда мы можем просто потерять усадьбы. А это целых 35 комплексов с потрясающей историей, именами, архитектурой!
Постоянные социальные темы – здравоохранение и образование. Причем образование я бы рассматривала в связке с культурой, с точки зрения необходимости погружения детей в культурную среду, потому что именно культура формирует этические, морально-нравственные установки. Здесь нужна тесная и доверительная работа общественников с представителями департаментов, муниципалитетов.
Отдельное направление – ЖКХ, работа управляющих компаний, отслеживание ситуаций с многочисленными махинациями в этой сфере.
Для меня, как для человека, работающего в сфере культуры, очевидно, что в условиях реформы отрасли, общественность должна «держать руку на пульсе» национальной культуры, потому что в погоне за «эффективностью», в оптимизациях и реорганизациях, мы не успеем оглянуться, как останемся без высокой русской культуры. Взамен останутся одни пустые показатели.

В статье на сайте http://vibor33.ru от 26.05.2012 Вы написали: "...считаю такие живые «очаги» культуры, как, например, мой по-прежнему родной Центр классической музыки или Владимиро-Суздальский музей-заповедник без преувеличения настоящими брендами Владимирской области, которые можно и нужно продвигать." Какие ещё исторические и культурные места области Вы считаете привлекательными для иностранных туристов? 

Помимо средоточия известных всему миру памятников белокаменного зодчества, хотелось бы, чтоб Владимир стал восприниматься туристами, как уютный, милый губернский город с памятниками гражданской архитектуры, со своими камерными историями, городскими мифами и легендами. Но это пространство в городе нужно создавать, вести борьбу за каждое здание. В эту картинку должны вписаться и празднующий в этом году свое столетие кинотеатр «Ампиръ»- «Художественный», и Спасский холм, если он будет благоустроен.
В области есть места, связанные с композиторами Танеевым и Бородиным. Здорово, что танеевская усадьба в Ковровском районе ожила. Хорошо бы, чтобы руки дошли и до музея Александра Бородина в Давыдово Камешковского района, где, кстати, он писал свою знаменитую оперу «Князь Игорь». Народные фрагменты музыки оперы написаны под впечатлением от песенного творчества местных крестьян.
Еще одна точка, конечно, - усадьба Храповицкого. Дай Бог, чтобы она, действительно, была передана с соответствующим финансированием Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, где люди со знанием и любовью занимаются своим делом. А значит, при необходимой поддержке, у них точно получится «поднять» усадьбу.
Много мест, которые могут и должны привлекать людей: очень красивый Гороховец, Александров, Муром. Уж о Суздале и говорить не приходится.
Только не хватает пока уменья и сил все эти брендовые точки разработать на полную мощь. Нужен и какой-то большой «владимирский» фестиваль – музыкальный или фестиваль искусств. Как «Гаврилинский фестиваль» в Вологде, «Левитановский» в Плесе, «Звезды белых ночей» - в Питере.

 После назначения на должность пресс-секретаря губернатора, о Вас говорили, как о «политически нейтральной», практически не замеченной в причастности к каким-либо общественным и политическим движениям и течениям в области. Сейчас Ваши политические взгляды изменились, есть политические движения, позиции которых Вы разделяете?

Ни в одну из партий я вступать не собираюсь. Это для меня – «против шерсти». Из региональных отделений теснее всего общаюсь с КПРФ: ее сегодняшнее состояние вполне можно охарактеризовать как классическую социал-демократическую партию. «Махровая краснота» - пожалуй, уже бренд, не отражающий содержания. Вообще думаю, что сегодняшняя «партийность» - хорошо это или плохо – очень условное понятие. За некоторыми не успеваешь следить, как они партии меняют. Партии сейчас – не идеология, а формы присутствия в политическом поле, зачастую без всяких сущностных водоразделов-различий между собой. Хорошие дела проще делать без всяких партий – с хорошими людьми.

В соцсетях Вы много пишете о музыке. Какое место в вашей жизни занимает музыка?

Ну, это тот случай, когда не замечаешь, как работа становится жизнью. Я не музыкант: за плечами всего несколько лет «музыкалки» по классу фортепиано. Но в доме всегда звучала музыка. Потом стала покупать абонементы и ездить на концерты в Консерваторию. Ради этих концертов даже сессии умудрялась сдавать раньше срока: все свои профильные экономические дисциплины. Надо отдать должное преподавателям – хоть и удивлялись порядком, но шли навстречу. Постепенно появилось много друзей-музыкантов. А потом я пришла в Центр классической музыки. Сама пришла. Случайно не скажу, случайно такие вещи не происходят.
Сейчас моя жизнь проходит под утренние репетиции оркестра и вечерние – хора. Весь день – в музыке! Так что, я – профессиональный слушатель. Удивляюсь теперь тишине.