05 апреля 2013

Пели революционные песни, потом прошли немного по городу с песнями и красным флагом и разошлись


Ковров, хроника 1905 год.
5.01.1905 г. Фабрика Товарищества Горкинской мануфактуры с 1 января сократила один рабочий день в неделю - субботу, вызвано застоем сбыта. Недовольств нет.
Из записки старшего фабричного инспектора В. Свирского.
На 341 предприятии Владимирской губернии с 161240 рабочими в 1904 году не было случаев стачек и забастовок.

Из рапортов ковровского исправника Яковлева.
21.01.1905 г. Ковровский мещанин И.Н.Трубкин получил по почте две прокламации по поводу петербургских беспорядков.

26.01.1905 г. Начальник мастерских Шуберт передал полиции най­денные в мастерских три прокламации.

3.02.1905 г. На Московской улице у дома Зубкова найден листок о петербургских беспорядках Нижегородского комитета РСДРП (Имеется ввиду дом № 58 по улице Абельмана, принадлежавший в то время ковровскому купцу 2 гильдии Н.Г. Зубкову).

18.02.1905 г. Листки о петербургских беспорядках найдены по дороге на фабрику Треумова, на Московской улице, новом бульваре.

3.03.1905 г. Листки против японской войны найдены на почте, Павловской, Московской, Дворянской улицах.

12.04.1905 г. они найдены между деревнями Малышево и Верхутиха.

8.06.1905 г. На Спасо-Преображенской улице близ дома Ершова найдено 360 брошюр и прокламаций РСДРП (Имеется ввиду дом № 61 по улице Абельмана, на пересечении с улицей Советской, принадлежавший в то время ковровскому купцу И.А. Ершову).

22.10.1905 г. Около часу дня фабричные рабочие и железнодорожных мастерских устроили шествие с красными флагами и пением революционных песен. Толпа революционеров около 300 человек пер­воначально прошла по Московской улице, а затем направилась на Павловскую, причем своим шествием привлекла зрителей до 600 человек. По окончании направились в столовую железнодорожных мастерских, где был митинг.

30.10.1905 г. В городе состоялась манифестация прибывших из волостей крестьян, которая благодаря принятым мерам окончилась благополучно.

1.11.1905 г. Сегодня ученики железнодорожного училища прекратили занятия. Причина мне еще неизвестна. Пели революционные песни, потом прошли немного по городу с песнями и красным флагом и разошлись.


Телеграммы о праздновании в Коврове 1 Мая в 1905 году.
Из Коврова. 1 Мая. 17.25. Толпа окружила полицейское управление. Войска необходимы.
Из Владимира. 1 Мая. 10.15 вечера. В Ковров отправляются две роты.
Из Коврова. 2 мая. Ожидаю повторения беспорядков, другая рота необходима.
Из Коврова. 2 мая. Настроение мирное, другой роты не надо.

Хроника октябрьской 1905 года забастовки в Коврове по рапортам уездного исправника.
4 октября. Между рабочими фабрики Треумова в настоящее время идет рознь, большинство рабочих высказывается против стачки и меньшинство за устройство таковой...
10 октября. Телеграмма. Рабочие железнодорожных мастерских забастовали, необходимо войско.
Ворвались в почтово-телеграфную контору, требуя прекратить работу.
Человек 300 рабочих приходили к фабрике, пытаясь остановить работу, не удалось, прошли городом с флагами и песнями.
12 октября. Сегодня на фабрике все спокойно, работает под прикрытием полуроты, большинство железнодорожных рабочих также работают, завтра обещались работать все.
13 октября. Фабрика и мастерские работают.

Обязательное Постановление, изданное Владимирским губернатором для жителей г. Коврова и его уезда на основании Именного Высочайшего Указа Правительствующему Сенату от 29 ноября 1905 года и Положения о чрезвычайной охране.
В городе Коврове и его уезде Владимирской губернии всем и каждому воспрещается:
1. Собираться без основательных причин на улицах, площадях, во всех публичных местах и вообще где бы то ни было в группы из нескольких лиц для совещания или действия, противных общей тишине и спокойствию.
2. Собрания, митинги, союзы.
3. Шествия по улицам, процессии и манифестации с флагами.
4. Подговаривать и принуждать кого бы то ни было к прекращению работ и обычных занятий и к участию в забастовках, а также препятствовать угрозой или силой продолжению работ и снимать с таковых служащих или рабочих в общественных и государственных учреждениях, промышленных предприятиях, на фабриках и заводах и проч.
5. Всякое под каким бы то ни было видом насилие над личностью со стороны служащих и рабочих по отношению к владельцам, служащим и рабочим фабрик, заводов и других промышленных предприятий.
6. Носить при себе и хранить на дому всякого рода оружие без разрешения полиции, а также стрелять в домах, дворах, на улицах и площадях.
7. Срывать и уничтожать каким бы то ни было способом объявления, извещения и постановления, исходящие от правительственных и должностных лиц и расклеенные по распоряжению их на улицах и площадях.
8. Расклеивать на окнах, улицах и площадях и распространять всякого рода воззвания, прокламации и иные произведения противоправительственного содержания.
9. Содержатели гостиниц, постоялых дворов, меблированных комнат и других квартир для временной остановки приезжих и все вооб ще хозяева домов и заведений обязываются в течение 24 часов объяв­лять полиции о всех лицах, прибывших в означенные заведения и дома и выбывших из них.
10. Требования чиновников полиции, направленные к охранению и восстановлению порядка и вообще к исполнению обязательного постановления, подлежат немедленному исполнению.
Виновные в нарушении сего обязательного постановления подвергаются в административном порядке или аресту до 3 месяцев, или штрафу до 3000 рублей.

Из секретного донесения помощника начальника жандармского управления в Ковровском, Вязниковском и Гороховецком уездах от 16 декабря 1905 г.
...А.Н.Корнева (читай Коренева — О.М.) оставила свою квартиру и поселилась вместе с сотрудницей своей Ольгой Меркурьевой в столовой Ковровских железнодорожных мастерских. Они ездили вместе с делегатами в Москву, но на пути следования были где-то остановлены, после чего она совместно с Ольгой Меркурьевой и конторщиком Евгением Ивановичем Котляр скрылись от преследования и находились некоторое время в болоте, причем Котляр был обнаружен и задержан, а Корнева и Меркурьева удачно ускользнули от дозора казаков и когда опасность их миновала, они проникли в ближайшую деревню, где переодевшись в крестьянское платье и на лошадях прибыли в Ковров. По прибытии своем они стали во главе забастовщиков и снова подстрекая их со слезами на глазах не прекращать забастовку и не опадать духом, так как в Москве все благополучно и победа на нашей стороне. За убийство же наших товарищей отомстим врагам, «пусть льется кровь за кровь», убитых по слухам оказалось 6 человек и двое раненых. В настоящее время у них существует вольная боевая дружина числом в 150 человек, во главе подмастерье М.Д.Кузнецов, вооружены они так: 50 человек 7 мм японского образца винтовками, остальные 100 человек разного рода охотничьими ружьями и револьверами разных систем, при этом распространили слух, что у них же имеется несколько штук ручных бомб.
С 14 на 15 декабря членами боевой дружины были выделены 7 человек для порчи телеграфной сети, причем один был на месте преступления солдатами задержан, при нем найден пистолет, заряженный дробью, и бутылочка с порохом и пистонами. Остальные 6 человек ... бежали по направлению столовой, оставив двухствольное центрального боя охотничье ружье, из коего был произведен ими один выстрел, вызвавший со стороны последних залп вверх. Убитых и раненых не оказалось.
Задержанный назвал себя крестьянином Ардатовского уезда Нижегородской губернии Петром Мироновым 17 лет, остальных же его сотрудников назвать уклонился.
Появились толки среди рабочих, что с прибытием в Ковров вчерашнего дня 50 казаков из Орехова Корнева заметно изменилась, есть предположения о скором ее и Меркурьевой выезде из Коврова. По поводу настойчивых требований о выдаче и перевозке в Ковров трупов убитых потребован мастеровыми для обсуждения под влиянием угроз господин Шуберт, заставили стоять без шапки, при чем настойчиво требовали от него зависящего ходатайства о выдаче трупов. Вышеизложенное взято из толков и слухов местных жителей и рабочих, подтвердить же свидетельскими данными ввиду тревожного настроения рабочих не представляется возможным.



Живое прошлое. Фотодокументальная летопись Ковровского края в ХХ веке. Сост.: Ольга Альбертовна Монякова.