В царской России к вопросам воспитания подрастающего поколения относились со всей серьёзностью. Детям прививались те качества, о которых сегодня благодаря реформе образования Фурсенко стараются не вспоминать и забыть. Посмотрите какие темы для написания сочинений предлагались гимназистам прошлого и позапрошлого столетий!
Дети самых младших классов писали сочинения на следующие темы:
- Замирание нашего сада осенью.
- Река в лунную ночь.
- Встреча войска, возвратившегося из похода.
- Лес в лучшую свою пору.
- Дедушкин садик.
Более взрослые дети писали:
- О том, что видела птичка в дальних землях.
- История постройки дома и разведения при нем сада...
- Великаны и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов предлагались более серьёзные темы:
- Слово как источник счастья.
- Почему жизнь сравнивают с путешествием?
- Родина и чужая сторона.
- О скоротечности жизни.
- Какие предметы составляют богатство России и почему?
- О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
- О проявлении нравственного начала в истории.
- На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
Всего к концу XIX века в России насчитывалось около 60 высших учебных заведений с общим числом единовременно обучавшихся студентов около 25 000 человек. Расходы государства на одного студента составляли около 300 рублей за год. Большая часть высших учебных заведений России содержалась за счет государственного бюджета. Обычно бюджет высшего учебного заведения складывался из государственного финансирования - около 75%, оплаты за слушание лекций - около 13%, пожертвования и иные источники составляли около -12%.
Однако к началу мировой войны в стране было почти 120 ВУЗов в которых единовременно обучалось по разным данным 120-150 тысяч студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов).
В 1913 году общий тираж книг составил 106 млн. экземпляров. Кто бы их читал в неграмотной России?
Все дети дошкольного возраста должны были получить со временем бесплатное минимальное образование. Обязательное для всех обучение было введено в 1908 г.. При этом следует учесть, что оно было бесплатным.
Расходы государства на народное образование за 20 лет возросли вшестеро (это без частных и иных источников, включая местные). В результате в начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения достиг колоссальной цифры в полмиллиарда рублей золотом. Это очень приблизительно соответствует 15 миллиардам рублей в нынешних ценах.
Ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000. Анкета, произведенная большевиками в 1920 году установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать. Где бы они этому научились? В окопах?,
По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в ХХ веке первое место в Европе. В 1914 году имелись 965 женских гимназий и Высших женских курсов (фактически университеты) во всех крупных городах. Здесь вообще следует заметить, что в той же просвещенной Англии за подобное равноправие женщин сажали в тюрьму и в 20-х годах (но это другая тема).
В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. В результате, если в 1897 году только 24% населения старше 10 лет умело читать, в 1914 году этот показатель достиг 45%. В 1914 году 73% призывников уже умели читать. В разных типах начальных и средних школ в 1913/14 учебном году обучалось 8,7 млн. юношей и девушек.
Следует учитывать и то, что 72% студиозусов были из разночинцев. Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии.
Дети самых младших классов писали сочинения на следующие темы:
- Замирание нашего сада осенью.
- Река в лунную ночь.
- Встреча войска, возвратившегося из похода.
- Лес в лучшую свою пору.
- Дедушкин садик.
Более взрослые дети писали:
- О том, что видела птичка в дальних землях.
- История постройки дома и разведения при нем сада...
- Великаны и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов предлагались более серьёзные темы:
- Слово как источник счастья.
- Почему жизнь сравнивают с путешествием?
- Родина и чужая сторона.
- О скоротечности жизни.
- Какие предметы составляют богатство России и почему?
- О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
- О проявлении нравственного начала в истории.
- На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
Всего к концу XIX века в России насчитывалось около 60 высших учебных заведений с общим числом единовременно обучавшихся студентов около 25 000 человек. Расходы государства на одного студента составляли около 300 рублей за год. Большая часть высших учебных заведений России содержалась за счет государственного бюджета. Обычно бюджет высшего учебного заведения складывался из государственного финансирования - около 75%, оплаты за слушание лекций - около 13%, пожертвования и иные источники составляли около -12%.
Однако к началу мировой войны в стране было почти 120 ВУЗов в которых единовременно обучалось по разным данным 120-150 тысяч студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов).
В 1913 году общий тираж книг составил 106 млн. экземпляров. Кто бы их читал в неграмотной России?
Все дети дошкольного возраста должны были получить со временем бесплатное минимальное образование. Обязательное для всех обучение было введено в 1908 г.. При этом следует учесть, что оно было бесплатным.
Расходы государства на народное образование за 20 лет возросли вшестеро (это без частных и иных источников, включая местные). В результате в начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения достиг колоссальной цифры в полмиллиарда рублей золотом. Это очень приблизительно соответствует 15 миллиардам рублей в нынешних ценах.
Ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000. Анкета, произведенная большевиками в 1920 году установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать. Где бы они этому научились? В окопах?,
По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в ХХ веке первое место в Европе. В 1914 году имелись 965 женских гимназий и Высших женских курсов (фактически университеты) во всех крупных городах. Здесь вообще следует заметить, что в той же просвещенной Англии за подобное равноправие женщин сажали в тюрьму и в 20-х годах (но это другая тема).
В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. В результате, если в 1897 году только 24% населения старше 10 лет умело читать, в 1914 году этот показатель достиг 45%. В 1914 году 73% призывников уже умели читать. В разных типах начальных и средних школ в 1913/14 учебном году обучалось 8,7 млн. юношей и девушек.
Следует учитывать и то, что 72% студиозусов были из разночинцев. Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии.